“Лайфспринг” изменил мою жизнь

Руслан Фазлыев
10 min readNov 11, 2019

Читая книгу “Гибкое Сознание”, посвященную психологии успеха, я не мог не впомнить о “Лайфспринге”.

Этот тренинг стал самым главным событием моих первых 20 лет. Или главным после момента когда в семь лет отец подарил мне ВУЗовскую книгу по программированию.

Сейчас эти тренинги (вроде) запрещены как тоталитарная секта, но есть иначе называющиеся мероприятия, с той же начинкой. Несмотря на громкий заголовок, а может и прямо из-за него, я не стал бы слепо рекомендовать Лайфспринг. Там многое зависит от личности тренера. Мой был потрясающим. К сожалению, она давно этим больше не занимается. Она отлично видит людей. И да, на этот тренинге много манипуляций — но она манипулировала клиентов в правильную сторону. Попутно, конечно, эксплуатировала их в хвост и в гриву, но ей простительно.

Помню чуть позже у друга были серьезные проблемы, происхождения которых я не знал. Он просто пропал со всех радаров, заперся дома, не выходил. Возможно, наркотики. Упросил Ольгу, тренера, в качестве исключения, вернуться к практике. Пара удаленных звонков по Скайпу — и человек расцвел с новой силой.

“Лайфспринг” — это экспириенс, а не набор постулатов. Ты погружаешься в среду, у тебя есть давление со стороны окружения, и весь этот компот реально трансформирует. Одно дело — соглашаться с принципами, другое дело — получить вбитую в голову своим опытом и давлением племени привычку этих принципов придерживаться.

В “Лайфе” много внутренних терминов и, создающихся давлением окружающих, привитых паттернов поведения. Фразы и выкрики из Лайфа “выпускники” потом долго повторяют друг другу в те моменты в которых их приучили повторять.

Принципы

Абсолютная ответственность за все происходящее в жизни.

За ВСЕ.

Противопоставляются “позиция жертвы” и “позиция ответственности”. Не бывает “со мной сделали”, “мне не повезло”. Это позиция жертвы.

Приведу экстримальный пример, который всколыхнет говна. Принцип #MeToo что нельзя винить жертву знаете? Он верный. Винить нельзя. Помню как Штатовский коп, обсуждая кражу со взломом, говорил про то что я мог бы сделать, чтобы ко мне не влезли. И вдруг осекся: “нет, я не говорю что вы сами виноваты”. Видимо ”не винить жертву” добавили в их программу обучения… Кстати, полиция никого не нашла, но я не сдавался и нашел. Позиция ответственности :)

Так вот, Лайфспринг в плане “не винить жертву” — ровно наоборот. И да, на тренинге много людей с жесточайшими травматическими опытами. Но “позиция ответственности” для них — терапия. Момент того когда ты выбираешь считать что сам определяешь исходы — это, ментально, возвращает контроль.

В контексте тренинга ты часто слышишь выкрик “это позиция жертвы!”, по большому поводу или по маленькому. Часто по маленькому, когда говоришь почему опоздал и лепишь отмазы. Но и в большем контексте. Если ты говоришь что “травматический экспириенс, нехватка возможностей, семья и т.д. тебя таким сделали” — обязательно услышишь “это позиция жертвы!”.

Обратное от жертвы? Ответственность: ты — автор всех событий.

Важно: ответственность, а не вина. Whatever happens — own it.

Культура прерывающей обратной связи

Обратная связь очень важна. В “Лайфе” это именно культура, т.е. тебя тренируют давать обратную связь, совершенно определенным образом. И заставляют давать ее регулярно. И требовать от других.

Обратная связь там дается в форме: “Ты проявляешься для меня как..”

Например:

  • “Сейчас ты проявляешься для меня как торопыжка”
  • “Ты проявляешься для меня как авторитарный тиран”
  • “Ты проявляешься для меня как нытик”

Очень важен компонент “проявляешься для меня…”. Это не ярлык, не диагноз. Совсем не то же что “ты — нытик”. Тут опять же перекликается с книгой “Mindset”. Сегодня проявляешься так, завтра — по другому, вопрос твоего собственного выбора.

Обратная связь — прерывающая, т.е. немедленная. Обязанность твоих товарищей, лишь только ты начал лепить отмазы, сказать “ты проявляешься для меня как чувак который лепит отмазы”. Видишь раскрашенную фифу? Говоришь “проявляешься для меня как излишне озабоченная своей внешностью”. И дальше уже выбор объекта обратной связи — меняться ли.

И сразу скажу: если думаете что то как в Эквид дается обратная связь — это из “Лайфспринга”, ничего подобного. Наша формула — из “Manager Tools”, а мои опыты с Лайфспрингом просто позволили мне ее больше ценить.

А что из Лайфспринга — то что я ценю, когда люди мне дают обратную связь, причем негативную ценю даже больше позитивной.

Твой результат

Намерения не важны, важны результаты. Хотел сделать человеку хорошее, а он обиделся? Что же, твой результат. Теперь ты знаешь способ этого человека обидеть, но если хочешь ему сделать ХОРОШЕЕ — сделай что-то другое, чем то, что ты делал. На тренинге тебе часто говорят “твой результат” чтобы закрепить эту связь и позицию ответственности.

Результат vs “Хорошо Выглядеть”

Противопоставляются достижение результата, и стремление хорошо выглядеть в глазах других людей. Пропагандируется отказ от желания хорошо выглядеть, т.к. это ограничивает вход в опыты обучения (где ты можешь проявить незнание), выход из зоны комфорта, отказ от сложившихся неустраивающих социальных ситуаций и т.п.

“Иметь → Делать → Быть” vs “Быть → Делать → Иметь”

Ресурсное мышление: “Вот если бы у меня были деньги и связи, то я бы захуячил свой бизнес, и я был бы настоящим предпринимателем как Вован которому я завидую”

Лайфспринг отрицает ресурсное мышление и пропагандирует мышление создания через внутреннее состояние:

“Я предприниматель, т.е. активный деятельный инициативный человек. Я вхожу в это состояние, начинаю строить бизнес, находить партнеров, рыночные возможности, способы, и оп — у меня теперь свой бизнес и деньги и связи”

“Если бы у меня была подружка, мы бы наверное с ней везде были вместе, и я был бы счастлив” vs “Я супер-счастливый чувак по жизни, я притягиваю людей, и вот эта потрясная девушка — моя подружка”.

Создание

Две техники: “Создание видения”, т.е. визуализация желаемой ситуацию.

И создание атрибутов, т.е. некоторого внутренного состояния которое проецируется наружу через поведение. Создание этих атрибутов тренируется, т.е. тебя могут заставить ощущать внутри себя и проецировать — легкость, искренность, смелость, мудрость, красоту, энергию, процветание, и все что угодно еще.

“Fake it till you make it”, ты создаешь это ощущение вначале как игру а потом она догоняет тебя всерьез.

Осознание и формулировка желаний

На тебя накидывается толпа товарищей и кричит тебе в лицо “что ты хочешь?” очень долго, а ты должен подряд отвечать. В сухом остатке ближе к концу ты в иступлении уже бормочешь какие-то глубинные вещи. Для меня не было большой темой, я всегда хорошо знал чего хочу. А вот кто-то, помню, понял что хотел группового секса :)

Поддержка

Через весь экспириенс тебе помогает вся команда, и “Лайф” вообще отлично создает культуру. Создает он через старое правило: “хочешь создать культуру — будь нетолерантен не только к отклонениям от нее, но и нетолерантным к толерантным к отклонениям от нее”. Что-то я начал за здравие… Короче один из компонентов — поддержка всех членов команды. Все должны закончить, все должны преуспеть. Это круто вообще.

Принятие

Ох как это важно для меня! Вы не представляете каким не принимающим упертым ублюдком я был в молодости. Вот произошла несправедливость. Я абсолютно не мог это отпустить, зациклившись кипел, говорил о своей ненависти, поливая ядом совершенно невинных людей вокруг.

“Дай Бог нам силы изменить то, что нужно и можно изменить, мудрости принять то что изменить нельзя, и ума чтобы различать эти две ситуации”

Попытку привить принятие по началу отбивал всячески: типа если я буду принимать ситуацию как есть и смиряться, я НЕ БУДУ РУСЛАНОМ. Руслан никогда не смиряется.

Одного “Лайфа” на принятие не хватило. Но концепцию я уже знал. А фраза “Останови машину, я выйду. Я не могу быть с человеком который не умеет принимать. Меняйся или все…”, услышенная вскоре, добила окончательно.

Принятие на той площадке — еще и принятие друг друга. Это принятие создает безопасную среду (см. “поддержка”), в которой люди раскрываются и не бояться экспериментировать.

Менторство и экологическая проверка

У тебя есть ментор, на первой ступени это чувак прошедший вторую, и т.п. Потом ты сам становишься ментором. С положения ментора ты помогаешь достичь чувакам которых менторишь их целей, даешь обратную связь. И очень важно — используешь много экологической проверки: двигая чувака в какую-то сторону, важно понимать что эта сторона не будет вредной для него или мира. То же самое с созданием видения для себя.

Контракт

Три важных для тебя атрибута наносятся большим шрифтом на огромный ватман. Это твой контракт. После этого ты обязан создавать эти атрибуты, сейчас и по жизни. Команда давит на тебя чтобы ты это делал.

Моими атрибутами были:

  • Сильный
  • Любящий
  • Открытый

Если бы я на тот момент проявлялся таким, стал бы я это писать в контракт?

А проявляюсь ли я сейчас таким?

Выход из зоны комфорта

Лайф пропагандирует выход из зоны комфорта. Твоя цель — вне зоны комфорта, иначе ты уже был бы там.

Стретч

На усмотрение тренера, тебе дается задача создать определенный аттрибут, и то как его создать в толпе. Если человек в аудитории считает что ты “создал” это, а значит аттрибут передался от тебя к нему, он встает. Встать должна вся аудитория.

Примеры стретчей были: матерым огромным Ульским бизнесменам говорили создать “легкость” — играя в Приму Балерину.

В итоге чуваки брили ноги, топали в ЦУМ, и покупали белые чулки. На вопрос “какого размера?” отвечали: “ну, на меня и на него”. Легкость в итоге создали.

Я очень запомнил девушку, рыжий конопатый страшок… Ей нужно было создать что-то типа секс драйва / привлекательности, и у нее был аж двойной стретч “lady in red” → “стриптизерша”. Она пришла в строгом красном деловом брючном костюме и вдруг стало заметно что она вообще весьма и весьма красива. А потом начала раздеваться, черное кружевное белье, танцевать, вначале скованно а потом все легче — это было конечно здорово.

Стретч — не окончательное состояние. Т.е. ты растягиваешься в какую-то сторону далеко за пределы зона комфорта, а потом, отскочив назад, отскакиваешь все же чуть ближе к цели чем изначальное состояние. Девочка эта не была такой же красавицей и такой же свободной в движениях на следующей день. Но зажатой уж точно не была.

Моим стретчем было создать энергию и номер — мужской стриптизер. Помню как вначале это было неуклюже, но как я быстро распалился, взорвался внутри, и как начала вскакивать аудитория, как волной на футбольном стадионе, один за одним. Остался один чувак, я измотался уже блин. Признаться, был стесняшей, и не раздевался сильно больше рубашки, но для меня тогда это было big deal. Там уже в иступлении пытаясь создать больше и больше энергии рванул ремень из брюк — и оказалось что порвал его попалам. Тут чувак наконец встал, а я уже повалился от усталости.

Позже оказалось блять что он голубой, энергию всю он вполне себе уже увидел, а не вставал, паразит, просто чтобы на шоу посмотреть.

В стретчах никто не халтурил. Одному моему товарищу достался стретч “бомжа” — так он натурально обоссал свою одежду чтобы от него воняло.

Переломить хлеб

Одна из задач — познакомиться со случайным человеком на улице, желательно неприятным. И “переломить хлеб” — съесть с ним что-то на двоих. Я, признаться, на этом задании схалтурил, но вроде более-менее познакомился. Но не так чтобы со мной пообедали. И так стресса много было :) В результате вырабатывать учить подход “Never Eat Alone” пришлось сильно позже в жизни. Спасибо Сереге Булаеву за книжку, тоже была одной из самых важных моих трансформаций.

Команда

Тебя быстро приучают в ответ на вопрос: “кто готов?!” кричать не “я” а “команда”, и что побеждают или все или никто. В целом, в нашем привыкшем к недоверию и неколлаборации, “не верь не бойся не проси” постсоветском обществе, это весьма радикальная трансформация.

Участвие vs оттягивание энергии

Из любых процессов гонят любых кто стоит в сторонке и смотрит. Вернее, не гонят — а вовлекают, но выбор или участвовать или валить. Идея в том что стоя скрестив руки ты оттягиваешь энергию из процесса. Вуаеристы не приветствуются.

Спойлеры

Это не задумывалось как пропаганда “Лайфспринг”, но ведь кто-то захочет испытать. Поэтому я часть компонентов, которые заранее лучше не знать, выношу в спойлеры ниже

Cистема “Buddy”: в самом начале тебя заставляют мысленно выбрать в толпе самого неприятного тебе человека. Потом удивляют тем что задача — к нему подойти. Но ок. народ походит. А потом тебе говорят: “это — твой партнер на все время курса”. Задача Buddy — поддержка, давать обратную связь, убедиться что есть вовлечение и следование принципам. Buddy нужно подарить какой-то подарок.

Доверяю/не доверяю: ты ходишь в толпе, случайно втыкаешься в людей, и должен сказать ему “доверяю/не доверяю”. Я кстати понял что лопоухо доверяю женщинам :) А еще ты можешь сказать “я не знаю, доверяю тебе или нет”. Потом внезапно вариант ответа “не знаю” убирают, и ты получаешь урок: “сомнение означает “нет””. Этот же принцип действителен в хайринге :)

Там же говориться, в продолжении культуры ответственности, что доверие — это лишь выбор. Доверяешь или нет — последствие — твой результат.

Диллема заключенных: две команды попадают в ситуацию диллемы. Задача: набрать максимум баллов. В итоге конечно находится умник (у нас в группе это был я), который предлагает беспроигрышную стратегию: не коллаборировать. У другой команды тогда ТОЧНО нет возможности выиграть. В итоге все в говне, но в говне одинаковом. И тренер (а они умеют стресса наогнять) орет на тебя что мол, дебилы, задача была какая? Набрать максимум баллов. А вы набрали минимум.

Мантра: все сидят и пройзносят за тренером, медленно, волшебную мантру успеха.“ Оооооомммм, оооомммм, ееееее, чьеееееее, рэээээээээээ, тэээээээ, пэээээээээ”. Мантра зациклена, но темп ускоряется быстрее и быстрее. В итоге толпа осознает что это просто фраза — “черт подери, делай, не пизди!”. Ну и потом все вылетают из класса и начинают делать очередное задание. Потом мантра часто повторяется группой когда кто-то начинает обсуждать свои супер-планы.

Сопротивление vs принятие: я был сильно сопротивляющимся и не принимающим. Настолько, что девушка рядом со мной упала в обморок от стресса когда у меня была конфронтация с тренером. В итоге тренер мне предложила упражнение: я должен был попробовать удержать ее от продвижения в мою сторону, толкая против нее. Тренер — немаленькая весьма женщина, а я был совсем щуплым пацаном. Но я уперся и вроде даже у меня получилось не отступать, а напротив, выдавливать ее. Через какое-то время она остановила упражнение, толпа начала хохотать. Оказалось, она незадолго до этого сказала: “Руслан сейчас придет вот в эту точку”. И позволила себя туда утолкать.

Кораблекрушение и смерть: все на корабле, корабль тонет. В шлюпке одно место. Всем дается по три спички. ты должен объяснить другим людям, почему спичку нужно передать именно тебе. В итоге потом создается супер-грустный экспириенс где все “умирают” и можно по себе поплакать. Выживает один, с максимумом спичек, НО — и это явно подчеркивают: в топах обычно чувак которого все любят, и который такой няша и альтруист. И он вроде “остался”. Но его спрашивают: “а как ты отдал свои спички?” Рассказывает красивую историю, кому и почему. Кому какую из трех. Ему в ответ: “ты умер. потому что ты не выбрал места в шлюпке для себя, и с тобой голоса отдавших тебе спичку”. А “выживает” тот кто в топе но кто имеет хотя бы одну “свою” спичку. Экспириенс нахлобучивает: помни про себя.

Критика

Номер один моя претензия к “Лайфу” — они манипулируют участниками для привлечения новых участников. Психологическое давление. Приведи N новых подписчиков и все тут!Коллектив тоже цепляют чтобы давить.

Номер два — некоторых участников “подсаживают” на эту тусовку, а многим и помогать не надо, сами “подсаживаются”. Эта культура, это принятие, их так многим не хватает что люди остаются в орбите системы и бесплатно помогают двигать организацию. Это в целом неплохо, но организация-то вполне себе коммерческая.

Номер три моя претензия в том, что прошедшие “лидерскую” программу, третий из трех уровней, все как один стали ебанутыми (привет, друзья!). А я не пошел. Но первые два уровня — класс!

Кстати о манипуляциях, меня на “Лайф” втащили именно манипуляцией. В режиме “с занудой проще переспать чем объяснить почему нет”, я сказал “ладно, пойду” — без малейшего намерения реально идти. Потом когда пришла пора платить (и немало!), пытался соскочить. Но притянули “за базар” и я пошел. The rest is history.

Вопрос прочитавшим

Есть большая разница между тем чтобы пережить и интернализировать некоторый опыт, и просто заявить постулат. Многие постулаты очевидны, но люди выполняют их не чаще чем совет мамы “держи спину ровно”. Один из самых важных советов в жизни, кстати.

Вопрос: было ли интересно читать про экспириенсы, или же отдает банальщиной / действиями в состоянии аффекта?

--

--